Группа Солнышко МКДОУ Бутурлиновский детский сад №5
План работы по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Бутурлиновский детский сад №5
Принята на заседании Педагогического совета протокол № ____ от «_____» ___________ 20 г. Заведующий МКДОУ Бутурлиновский детский сад № 5 _____________ Н.И. Попова Приказ № ___ от _______ 20__ г.
План работы по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы» на 2022 – 2023гг.
Воспитатель: Поддубная Е.В.
Актуальность выбранной темы:
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Повышение интереса к опыту нравственного воспитания - следствие трех взаимосвязанных причин. Во-первых, в образовании происходит смена ведущих концепций воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы, как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем, такая эволюция совершается на основе накопленного педагогического опыта, потому что именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее элементов. Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества. В-третьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, а так же общество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности - начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками накопленного народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие нравственно - воспитательные ценности могут обеспечить новые социально - педагогические процессы. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Воспитание нравственных качеств необходимо начинать с раннего детства, чтобы такие моральные ценности, как долг, честь, достоинство, стали внутренними стимулами человека. Вопросам нравственности в истории отечественной и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. По мнению выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци, нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Л.Н. Толстой считал, что «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Старший дошкольный возраст – важный период в нравственном развитии детей. В это время у детей активно формируются первые представления о хорошем и плохом, навыки поведения. А.И. Герцен утверждал, что дети начинают рано чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. «Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали», - это определение дал педагог И.П. Харламов. Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать. В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы по нравственному воспитанию детей подготовительной группы, средствами художественной литературы. Цель: · воспитание социально нравственных качеств детей дошкольного возраста, через формирование устойчивого интереса к художественной литературе; · повысить своё профессиональное мастерство.
Задачи: · Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников. · Формировать представления у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали. · Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой. · Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями. · Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении; · Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей. · Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей. Форма самообразования: индивидуальная, групповая. Этапы работы по самообразованию: · Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь · Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года · Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май. · Представление опыта работы по теме: май 2023г.
Ожидаемые результаты для детей: · у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев литературных произведений; · разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках; · у детей повысится интерес к чтению художественной литературе; · разовьются творческие способности, через ознакомление произведениями художественной литературы; · умение бережно относится к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.
Ожидаемые результаты для воспитателя: · повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств. · повышение уровня знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивации к учению художественной литературой; · воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Организация детской деятельности. · Образовательная деятельность · Совместная деятельность взрослого и детей; · Самостоятельная деятельность детей.
Формы предоставления результатов: Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе: · данных планового мониторинга детей в ДОУ (сентябрь,май). · Работы с родителями (консультации, совместные занятия); · отчета по теме самообразования воспитателя-руководителя на итоговом педсовете Срок реализации: 1 год (2022-2023 учебный год) План работы с детьми Сентябрь «Я и моя семья» В.Осеева «Волшебное слово» -подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения; -развитие умений делать выводы; -воспитание чувства гордости за свои поступки «Дары осени» Ю. Тувим «Овощи»; Т. Егорова «Редиска. Тыква. Морковка» - ознакомление детей с видами овощей; -развитие памяти; -содействование трудовому воспитанию. «Золотая осень» С. Михалков «Веселый турист»; «Осень в лесу» -ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу; -развитие воображения детей; -воспитание желания оберегать окружающую природу Октябрь «Родная земля – кормилица – хлеб» Сказка «Колосок»; А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»; Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом» -ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции; -способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью. -воспитание желания трудиться «В гостях у бабушки Ульяны» Сказка «Жихарка»; Ш. Перро «Красная Шапочка»; -ознакомление с русскими народными и авторскимисказками; -развитие эмоционального отношения детей ксказочным персонажам; -воспитание культуры поведения с незнакомцами «Наш город» С. Михалков «Овощи»; Ш. Галиев «Три копейки на покупку»; Сказка «Лисичка со скалочкой» -развитие воображения детей; -воспитание ответственности и порядочности «Домашние животные» Сказка «Три поросенка», Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?», М. Пришвин «Журка», К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка» -ознакомление детей с рассказами о животных; - развитие памяти; -воспитание желания заботиться о братьях наших меньших Ноябрь «Труд взрослых в детском саду» А. Карандашова «Большая стирка», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»; А. Фомин «Подружки» -ознакомление детей с трудом взрослых; - развитие умения делать выводы; -содействование трудовому воспитанию «Уголок природы» Л. Толстой «О людях больших и маленьких», Т. Шорыгина «Рыбы», «Как карасик в пруд попал», Сладков «Карась» -расширение представлений о нравственных качествах; - развитие воображения детей; -воспитание умения вести себя в обществе «Поздняя осень (живая и неживая природа)» С. Воронин «Трусишка» -углубление представлений о жизни животных; -развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам; -воспитание в детях единства слова и дела «Уроки Здоровейки» К. Чуковский «Айболит», Е. Зайцев «Уроки Айболита» -продолжение ознакомления детей с произведениями К. Чуковский; -развитие памяти; -воспитание желания помогать другим Декабрь «Начало зимы (неживая природа, растительный мир)» Л. Воронкова «Хитрый снеговик», И. Суриков «Зима», А. Барто «Елка», Н. Некрасов «Мороз – воевода», З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка», Я. Аким «Первый снег», И.С. Никитин «Встреча зимы» -продолжение формирования у детей понятий смены времен года; -способствование развитию произвольного внимания; -воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности «Бытовая техника» К. Чуковский «Федорино горе», «Телефон» -ознакомление детей с произведениями К. Чуковского; -развитие эмоционального отношения детей к персонажам; -воспитание желания делать работу самостоятельно и своевременно «В мире сказок» «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка», С. Козлов «Зимняя сказка» А,И. Одоевский «Мороз Иванович» -углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках; -способствование развитию положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам; -разъяснение сущности моральных норм «Новый год в городе» С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз» -расширение представлений детей о праздновании Нового года; -развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам; -обеспечение нравственного воспитания Январь «Дикие животные зимой» С. Маршак «Детки в клетке», «Где обедал воробей», Е. И. Чарушин «Что за зверь» -обучение детей слушанию стихотворного текста; -способствование развитию произвольного внимания; -воспитание желания бережно относиться к живым существам «Предметы быта: посуда» С. Могилевская «Поваренок Люли», Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»; С. Капутикян «Маша обедает» -выявление специфики работы с посудой; -развитие умения логически излагать мысли; -содействие трудовому воспитанию «Зимующие птицы» М. Пришвин «Лесные хоромы», В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко», З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили» -подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой; -развитие эмоционального отношения к проблемам нехватки корма в зимнее время года; -воспитание чувства сопереживания пернатым, желания помочь им в трудную минуту Февраль «Транспорт» Б. Житков «Что я видел», З. Александрова «Светофорчик», «Маша и медведь" -обучение детей внимательности и аккуратности через произведения; -развитие самостоятельности мышления; -воспитание культуры поведения «Наша армия» В. Маяковский «Вот какой рассеянный», З. Александрова «Дозор», А. Барто «На заставе» -ознакомление детей с произведениями на военную тематику; -развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели; -воспитание чувства гордости за свою страну «Наши папы» А. Барто «Есть такие мальчишки», С. Сахарнов «Самый лучший пароход» -Ознакомление с проявлениями мужества у людей разного возраста; -развитие умения слушать не перебивая; -воспитание патриотизма и ответственности за себя и других «Зимние развлечения, забавы» А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр» -обучение детей быть опрятными с раннего возраста; -развивать у детей желание всегда иметь аккуратный внешний вид; -воспитание умения слушать других, не перебивая Март «Праздник мам» Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?», Е. Благинина «Вот какая мама», М. Карим «Эту песню мама пела» А. Аким «Кто кому кто?» Г. Бойко «Март», С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» -расширение представления детей о празднике 8 марта; -развитие желания помогать своим мамам; -воспитание чувства гордости за свою маму «Наши добрые дела» В. Осеева «Хорошее», А. Барто «Медвежонок – невежа», «Два жадных медвежонка» -продолжение формирования у детей нравственных представлений о хорошем и плохом; -развитие умений детей выражать свои эмоции; -воспитание чувства коллективизма «Вежливость» В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Младший брат», К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно» -обучение детей понятиям вежливости и гуманизма; -развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях; -воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали «Ранняя весна и ее признаки» И. Соколова – Микитина «Весна – красна» -ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях российских авторов; -развитие фантазии воспитанников; -воспитание желания оберегать природу
Апрель «Уроки Здоровейки» Р. Ротенберг «Расти здоровым», В. И. Мирясова «Таня и мячик» - продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здорового образа жизни; -развитие желания заниматься спортом; -воспитание чувства ответственности за свое здоровье «Космос» И. Левитан «Малышам о звездах и планетах», Е. Баруздин «Как мы на ракете летали», Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать», «Жил был звездочет» -продолжение ознакомления детей с космосом; -развитие желания узнать побольше о других планетах; -воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина «Домашние животные» Т. Шорыгина «Моя корова», Е. Чарушин «Собака», Е. Благинина «Щенок», Л. Толстой «Котенок», В. А. Сухомлинский «Старый пес», С. Маршак «Усатый – полосатый» - ознакомление детей с жизнью животных; -развитие желания помогать и защищать домашних животных; -воспитание бережного отношения ко всему живому Май Мониторинг - выявить уровень развития детей Алгоритм работы с книгой 1. Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций. 2. Чтение 3. Беседа и рассматривание иллюстраций. 4. Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению. План работы 1. Изучение литературы по данной теме. -разработка перспективного плана на сентябрь – май в подготовительной группе. 2. «Роль книги в нравственном воспитании детей», Октябрь Консультация для родителей 3.«Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы» Ноябрь Консультация для воспитателей 4. Выставка книг. Декабрь Оформление выставки для родителей 5. «Чтобы дети росли добрыми»; Январь совместная творческая деятельность родителей и детей 6. Картотека игр Февраль Март Создание картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов 7.«Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка» Апрель Консультация для родителей 8.Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете Май 7 июля 2023 в 21:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.