Группа Солнышко МКДОУ Бутурлиновский детский сад №5

Занятие по развитию речи Приобщение детей к художественной литературе.

%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD

Вид занятия: Развитие речи. Художественная литература.

Цель: Развитие связной речи детей. Приобщение детей к художественной литературе.

Задачи:

1.Образовательная. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы в определенной последовательности, без повторов и пропусков существенной информации. Учить описывать предметы зимней одежды. Учить правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение.

2. Развивающая. Развивать восприятие к поэтической речи. Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память.

3. Воспитательная. Воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям, инициативу, доброжелательность, бережное отношение к одежде.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Методические приёмы: словесный, игровой, практический.

Литература:

«Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет» Состав. В.В. Гербова и др.  С.Есенин «Поет зима – аукает…» - стр. 55, И.Суриков  «Зима» - стр.51.

«Словарь русского языка» С.И.Ожегова  стр.639

«Если дошкольник плохо говорит» Т.А.Ткаченко, приложение 3, стр.98.

«Ступеньки творчества» Е.А.Юзбекова , стр. 94.

«Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет». Состав. В.В.Гербова, стр. 68,76.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя о художниках- модельерах и о демонстрациях моделей одежды. Рассматривание журналов мод. Составление описательных рассказов по теме «Летняя (осенняя) одежда» с использованием опорных таблиц. Беседы о сезонных изменениях; наблюдения за людьми; опыты с тканью. Дидактические игры на классификацию одежды. Чтение стихотворений о природе.

Словарная работа до занятия:

Модель – образец какого-нибудь изделия. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова  стр.456

Модельер – специалист по изготовлению моделей одежды. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова  стр.456.

Словарная работа на занятии:

Пелена  –это сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова  стр.639

Упражнять в образовании относительных прилагательных; умении согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.

Развивать активный словарь детей словами: одежда, зимняя, ткань, воротник, рукава; чтобы было тепло.

Оборудование:

Магнитофон; аудиокассета с записями детских песен.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации из серии “Одежда” ; модели зимней одежды.

Раздаточный материал:

Альбомы с изображением детей в зимней одежде, цветные карандаши.

Ход занятия:

1 часть.

Под спокойную музыку дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Мы с вами знаем, что при встрече вежливые люди говорят друг другу.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Посмотрите, какие наши гости добрые, улыбчивые, приветливые. Как захотелось с ними поздороваться, как сказать им наше здравствуйте?

Дети: С улыбкой, радостно, весело.

Воспитатель: и громко.

Дети вместе с воспитателем здороваются с гостями еще раз.

Воспитатель: Гостей собралось очень много, то можем сказать свое приветствие здравствуйте с радостным удивлением, спокойным голосом.

Дети вместе с воспитателем здороваются с гостями еще раз.

Воспитатель: Но чтобы не испугать наших гостей и заинтересовать, мы можем сказать свое приветствие здравствуйте тихо, загадочно.

Дети вместе с воспитателем здороваются с гостями еще раз.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Время года - осень. (Воспитатель добивается полных ответов)

Воспитатель: Назовите 3 месяца осени? Какой сейчас месяц?

Воспитатель: Правильно, сейчас последний месяц осени, можно сказать, что идут последние деньки осени. Какое время года будет после осени?

Дети: После осени следует зима.

Воспитатель: Что происходит в природе с приходом зимы?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Воспитатель: А хотите, мы сейчас окажемся в зимнем лесу?

Затем воспитатель обращает внимание детей картины стоящие на мольбертах по-кругу комнаты. Дети становятся свободно, около любой картины.

Воспитатель: Представьте, что мы находимся в зимнем лесу. Посмотрите, какой вокруг белый, пушистый снег. Вокруг стоит такая тишина, как будто все вокруг спит. Послушайте, как описывает зиму в своем стихотворении «Зима» Иван Захарович Суриков. Воспитатель читает отрывок из стихотворения.

Работа с стихотворением: Воспитатель задает вопросы по тексту стихотворения.

- Как поэт описывает снег в своем стихотворении? Какой снег?

Воспитатель выслушивает ответы детей и зачитывает строчку из стихотворения.

- Что происходит со снегом? (кружится и падает на землю)

- Что произошло утром? (поле забелело)

-  Послушайте, как поэт описывает, что произошло утром с полем. (воспитатель зачитывает отрывок и объясняет значение слова пеленою)

-Пелена –это сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.

- А что произошло с лесом? (накрылся шапкой и заснул).

Послушайте еще раз это красивое стихотворение. Воспитатель еще раз зачитывает стихотворение.

- Послушайте еще одно стихотворение о зиме, которое написал Сергей Александрович Есенин, оно называется «Поет зима – аукает». Воспитатель просит встать детей полукругом возле мольберта с наборным полотном,   читает отрывок стихотворения и выставляет на мольберт карточки – символы по тексту стихотворения.

Воспитатель: Вам понравились эти стихотворения? А чем эти два стихотворения похожи?  (о  зиме, лес спит зимой, холодно) Прочитали мы эти стихотворения о зиме, и стало как-то холодно. А мы одеты совсем не по - зимнему. Во что одеваются люди зимой? Давайте вернем в группу и рассмотрим одежду, которую надо носить зимой.

 

2 часть.

Игра «Виды одежды» (на развитие логического мышления и внимания)

Возьмите карточки с подноса рассмотрите их и внимательно слушайте задания, смотрите, чтобы вы и ваши друзья не ошиблись.

Сядет тот, у кого на карточке летняя одежда.

Сядет тот, у кого на карточке весенне-осенняя одежда.

Сядет тот, у кого на карточке зимняя одежда.

Дети поднимают нужную карточку и садятся на пуфики, воспитатель контролирует выполнение заданий и просит оказать помощь, тем детям, кто затрудняется.

Дети сидят на пуфах, расставленных широким полукругом. На полу перед ними – яркая ковровая дорожка.

Составление описательных рассказов на тему «Одежда».

Воспитатель обращает внимание детей на вешалку.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на вешалку. Что вы на ней видите? Скажите, о чём мы будем разговаривать сегодня?

Дети: “О зимней одежде”.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем описывать зимнюю одежду. И не просто описывать, а представим, что мы находимся на демонстрации зимних моделей одежды, и поможет нам таблица. Сейчас я буду модельером и расскажу вам о куртке.

Воспитатель одевает сам или просит одеть ребенка зимнюю куртку,  и начинает описывать ее, обращая внимание на таблицу.

Воспитатель: А теперь модельерами будете вы сами. Нужно рассказать о той вещи, которая на вас надета: что это, из какой ткани, какого цвета, что есть у вещи, для кого предназначена одежда, что можно делать с одеждой и можно высказать свое отношение к одежде? (проговаривая вопросы, воспитатель обращает внимание на таблицу)

Воспитатель: Итак, встречаем модель…(имя ребёнка).

Воспитатель включает магнитофон с записями детских песен. Ребёнок выходит на подиум, и рассказывает об одежде на фоне звучащей музыки. Воспитатель в случае затруднения задаёт наводящие вопросы.

Выслушивается 2 – 4 рассказа.

3 часть.  Итог. Самостоятельная работа детей за столами.

Воспитатель: У вас на столе лежат альбомы с рисунками зимней одежды. Цветными карандашами раскрасьте одежду так, как вам нравится”.

2 июня 2021 в 10:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.