Группа Смешарики МКДОУ Бутурлиновский детский сад №5

Конспект НОД в младшей группе по теме «Моя дружная семья» Интегрированное занятие по познавательному развитию на тему: «День народного единства»

02 ноября [вт]

 Интегрированное занятие по познавательному развитию

на тему:

«День народного единства»

в средней  группе

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, развитие речи, физическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.
        Цель: закреплять представление детей об истории возникновения праздника, его значении для России. Воспитывать чувства патриотизма.

Задачи:

Познание: углублять и уточнять представления детей о Родине – России, о государственном празднике; элементарные сведения об истории родной страны; закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве – главном городе, столице России.

Коммуникация: продолжать работу по расширению общество-ведческого словаря; отработать интонационную выразительность речи.

Чтение худ. лит-ры: развивать чуткость к поэтическому слову; совершенствовать художественно – речевые исполнительные навыки при чтении стихотворений.

Музыка: закрепить знание мелодии гимна Российской Федерации; закреплять патриотические навыки выразительного исполнения песен.

Оборудование и материалы: листы бумаги по количеству детей, проектор, ноутбук, магнитная доска, презентация «День народного единства», аудиозапись гимна России, флаг и герб России.

Ход занятия

( слайд 1 )

Звучит музыка «С чего начинается Родина»».

Дети заходят в зал, рассаживаются по кругу.

В: Сегодня к нам пришли гости. По русскому обычаю гостеприимства встречают дорогих гостей хлебом с солью:

Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим

Поклонясь, отведать просим.

В:Ребята, сегодня почтальон принес мне телеграмму, давайте посмотрим – от кого она.

В: (читает телеграмму)

«Здравствуйте дорогие дети! Я узнал, что в нашей Стране отмечают праздник, называется он: «День Народного единства».

Я раньше никогда не слышал о таком празднике. Очень вас прошу, расскажите мне пожалуйста, когда и как его начали праздновать, что он обозначает?

Буду очень вам признателен, жду ответа, ваш друг Незнайка.

В: Ну что же ребята, выполним просьбу Незнайки?

Дети: Да 

 ( слайд 2 )

В: Ребята, 4 ноября вся наша страна отмечала День народного единства. И сегодня мы с вами узнаем, что это за праздник.  Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но наша страна для нас - необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

( слайд 3 )

- Что же такое Родина?

Стихотворение читает реб. (Полина)

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем...

В: Да ребята, это край где мы живем, где мы родились, это наш дом, это все, что нас окружает.

- Наша страна как называется? (ответы детей) Россия

- Правильно Россия, а люди, которые живут в России - россияне. ( индив.отв.детей.)Мы все с вами граждане России – мы все кто? Россияне - хоровой ответ детей.

- А вы любите свою страну? (ответы детей).

В: Любовь к родине, к нашей стране мы испытываем просто потому, что живём в ней. Ведь родина у нас всех одна.

 ( слайд 4)
        Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. (Рассматривают карту)

( слайд 5)
       В: Ребята, нашу страну населяют люди разных национальностей - украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, немцы, таджики, армяне, азербайджанцы, грузины, шорцы и многие – многие другие - всего более ста национальностей.  Вот посмотрите и к нам в гости пришли куклы разной национальности (показать кто?)

В: Разные народы населяют Россию, но всех их связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба. Поэтому невозможно сказать какая из народностей лучше - мы все равны, все особенные.

Игра "Клубочек"

Дети встают в круг.
      В: У меня сегодня есть клубок ниток, он не простой, а волшебный и он поможет мне понять насколько наша группа дружная. Я передам клубочек Маше, а Маша передаст клубок тому, с кем она дружит, кто ей больше всего нравится, но сама не выпускает ниточку из рук. Например, Маша передает Полине, а Полина дальше.
        Таким образом, все дети соединены ниткой в единую сеть.
    В: Ребята, посмотрите, мы все объединены одной сетью. Это нас всех объединила дружба. Вам понравилась игра? (ответы детей )

В: А сейчас мы с вами проведем эксперимент.

Экспериментирование: предлагается одному ребенку разорвать стопку бумаги напополам (у ребенка не получается разорвать бумагу), затем предлагается каждому ребенку по одному листу бумаги порвать на две части. Воспитатель проводит аналогию: когда мы все вместе, дружны и едины, нас нельзя победить, если же мы будем одни, как один листок бумаги, то победить нас будет легко.

В: Но не всегда, ребята, народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории, Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось её единство, когда в стране царили вражда и голод.

(слайд 6)

Я хочу рассказать вам одну историю. Давным – давно жили на нашей земле руссичи. Жили они честно, трудились, растили детей. Но вот пришел недобрый день и час, и навалились на нашу землю русскую беды – несчастья. Напали враги. Но, нашелся на земле русской добрый молодец – Кузьма Минин.

(слайд 7)

Стал он собирать силы и средства на освобождение Отечества. Понял весь народ, что он крепко накрепко связан одной бедой. Теперь нужно было выбрать воеводу. Чтобы он вел войско на врага. Выбрали воеводу – князя Дмитрия Пожарского.

(слайд 8)

Тяжело было русским войнам, но все же победила русская рать. Обессилил враг и сдался.

(слайд 9) 

Позже в память о героях – защитниках Руси на собранные народом средства был поставлен в столице России – Москве памятник Кузьме Минину и Князю Дмитрию Пожарскому. (обратить внимание детей)

_- Кому были поставлены памятник героя в Москве?

Дети: Кузьме Минину и Князю Дмитрию Пожарскому

Звучит музыка

В: Бегут года, текут столетья, но подвиг их не забыт. И в честь этого исторического события был учрежден праздник – День народного единства:

Дети читаю стихи:

Добрый памятник поставлен.

Двум героям всей страной.

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днем.

И начертано на нем:

«Гражданину Минину и

Князю Пожарскому –

Благодарная Россия»  

В:- Сейчас у нас сильная, могучая, мирная страна. Каждая страна имеет свои государственные символы: флаг (показать), герб (показать), гимн. (слайд 10)

- Какой флаг у России?

Дети: Трехцветный, он состоит из трех полосок – белой, синей, красной.

(слайд 11)

В: что же они обозначают?

Белый цвет – это мир, чистота, он говорит о том, что наша страна миролюбивая, на другие страны она не нападёт. (Маша)

Синий цвет - это верность, честность, что народ любит свою страну, защищает её и защитит, всегда ей будет верен. (Даша)

Красный цвет – это цвет мужества, силы, смелости. С давних времен наши воины защищали землю, Родину и всегда побеждали врага, это цвет крови, пролитой людьми за свою Родину. (Вова)

Дети читают стихи о флаге:

Флаг бывает разный.

Но мне всего милей

Бело – синий – красный

Флаг Родины моей.

Я – белый цвет – свобода, гордость, слава,

Я – синий цвет – покров родной страны,

Я – красный цвет – могучая держава,

Все вместе мы – едины и сильны! 

Д/И «Собери флаг России»

В:- Ребята, давайте соберем флаг России.

(т.е. на столе или на полу - вырезать белый флаг и к нему полоски, пусть дети его собирают.

В: - Молодцы. Присаживайтесь.

- Я вам сейчас расскажу сказку.

(слайд 12)

Встретились однажды снег, вода и солнце (появляется снег на экране).

Снег сказал. - Я дам Российскому флагу свой чистый белый цвет. И на флаге появилась белая полоска. (показ)

Вода собрала своих друзей, море, океаны, большие и маленькие реки, озера. Все вместе они решили дать флагу свой синий цвет. Так на флаге появилась полоска синего цвета. (показ)

Утром встало солнце. - «Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет, - сказало солнышко.

И третья полоска стала красной (показать).

Так российский флаг стал 3х – цветным.

Физ. минутка

- В нашей стране горы высокие

(руки вверх на носочках)

- Реки глубокие

(приседание)

- Степи широкие

(руки в стороны)

- Леса большие

(руки описывают круг)

- А мы ребята вот такие

(большой палец вверх)

В: У нашей страны есть герб.

 ( слайд 13) 

Герб это отличительный знак государства, города. Посмотрите, что изображено на нашем гербе? (ответы детей)

- Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.

В его левой лапе – держава. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.  Над головой орла мы видим короны. Сам Орёл - это символ солнца и небесной силы, бессмертия.

- А ещё что - нибудь вам в гербе знакомо? (ответы детей)

- Да, в центре изображен герб Москвы, так как Москва – столица нашей Родины.

( слайд   14 фото Москвы ).

- А кто правит, руководит страной? –

Дети: президент, В.В.Путин фото Путина В. В.).

А ещё у России есть гимн. Что такое Гимн?

Дети: Гимн – это торжественная песня России.

- Гимн включают на всех торжествах, когда поднимают флаг России в честь кого – нибудь, во время награждения за заслуги перед Родиной. Когда звучит гимн принято стоять ровно и спокойно. Давайте послушаем гимн нашей страны. И как маленькие патриоты мы будем слушать его стоя.

(слайд 15)

Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего сделать для России.

Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей, близких, не будете ссориться.

Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый и добрый.

(слайд 10)

В завершении нашей беседы, я хочу рассказать вам стихотворение:

Звучит тихая музыка «С чего начинается Родина»

Слышишь песенку ручья? - Это — Родина твоя.
Слышишь голос соловья? - Это — Родина твоя.

Видишь звездочки Кремля,- Это — Родина твоя
Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей
И в лесу смородина — Это тоже родина.

Все молодцы. Спасибо.